Что такое публичный сервитут

 

Публичный сервитут: что это такое, когда устанавливается, виды, особенности, примеры, определение границ действия, установление платы. Когда устанавливается публичный сервитут: какими нормами закона регулируется, для каких целей может быть установлен, какие условия должны быть соблюдены

Основа регулирования публичных сервитутов

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов - в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.

Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с года.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

Все перечисленные документы должны быть подготовлены заинтересованными лицами, кроме нормативного акта об установлении сервитута публичного характера. Эти документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган государственной власти для дальнейшего рассмотрения поданной заявки.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Основания (цели) установления публичного сервитута

Фото 2

Статья 23 Земельного кодекса РФ в редакции до 1 сентября 2019 года содержала исчерпывающий перечень оснований (целей) для установления публичного сервитута. Так, указанная статья содержала нормы о возможности установления публичного сервитута для целей:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

В редакции, действующей с 1 сентября 2019 года цели установления публичного сервитута в статье 23 ЗК РФ существенно не изменились: в п. 4 статьи содержится аналогичный перечень целей, за исключением:

  • пп. 2 "использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры"
  • пп. 9 ("временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ".
  • добавлен пп. 8 ("использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей настоящего Кодекса").

Что такое публичный сервитут?


Согласно действующему законодательству РФ под публичным сервитутом понимают ограниченное использование земельного участка, находящегося в частной или муниципальной собственности, в интересах муниципальной, административной власти и органов местного самоуправления.

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем голосования было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Сервитут может быть установлен как на весь участок, так и на конкретную часть земельного надела.

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

Но в случае если собственник земли испытывает неудобства при использовании своего надела в привычном режиме, он может подать в суд и требовать выкупа участка с предоставлением аналогичного или полной компенсации нанесенного ущерба.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Примеры

Пример 1: бессрочный публичный сервитут

Дома двух семей находятся в непосредственной близости к берегу реки, которая протекает через деревню. Ежедневно в течение периода апрель-октябрь жители села выпасают свой скот и им необходимо водить животных на водопой. Другого подхода к реке в селе нет. Администрацией поселения был установлен публичный водный сервитут, согласно которому жители имеют право водить скот на водопой в непосредственной близости к участкам. Собственникам земли была назначена плата за сервитут в период с апреля по октябрь.

Пример 2: срочный публичный сервитут

Администрация села проводит газификацию деревни. Участие в данном мероприятии добровольное. На некоторые земельные участки, собственники которые не захотели принять участие в программе газификации, но территория которых потребовалась для проведения работ на соседних участках был установлен срочный публичный сервитут. Через месяц после начала работ срок действия сервитута закончился.

Установление публичного сервитута. Порядок. Цели 

Фото 3

В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.

Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Кем устанавливается публичный сервитут?

Фото 4
Публичный сервитут может быть установлен только государством.

Однако в том случае, если о необходимости установления такого обременения государство просят заинтересованные в этом владельцы участков, находящихся в худшем положении, нежели обременяемый участок, сервитут будет установлен именно в интересах этих лиц, но путем издания соответствующего нормативного акта.

Публичный сервитут может устанавливаться только в том случае, если основания для использования обремененного земельного участка соответствуют тому перечню, который указан в тексте статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Установление публичного земельного сервитута может происходить только с помощью издания соответствующего нормативного акта. Такой нормативный акт готовится на одном из уровней государственной власти: федеральном, региональном или муниципальном. В рамках этого нормативного акта указывается информация о том, для каких целей устанавливается сервитут, на какой срок формируется такое обременение, а также содержатся сведения о том, какой уровень возмещения понесенных убытков ожидает владельца обремененного участка.

Издание нормативного акта, регулирующего процесс установления публичного сервитута в каждом конкретном случае, осуществляется только специально уполномоченными на то органами государственной власти после проведения специальных публичных слушаний, на которых заинтересованные в установлении сервитута лица должны обосновать свои требования.

Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется?


Публичный сервитут является одной из наиболее популярных форм установления права использования чужого участка в настоящее время, которое практикуется государством для достижения цели улучшения жизни других владельцев земельных участков. Публичным сервитутом принято считать такое обременение земельного участка, инициатором которого выступает государство для того, чтобы владельцы расположенных рядом земельных наделов могли свободно пользоваться своими участками.

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации. В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В случае установления публичного сервитута, если соблюдены все требования действующего законодательства, для его установления должен быть издан специальный нормативный акт либо федерального, либо регионального значения.

Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление вознаграждения за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

Этапы установления обременения

Фото 5

Порядок установления публичного сервитута регламентируется статьей 23 Земельного Кодекса Российской Федерации. В рамках этого нормативного акта содержатся подробные инструкции о том, как именно происходит установление обременения, а также каким способом владелец обременённого участка может защитить свои права. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок установления публичного сервитута в соответствии с требованиями действующего законодательства будет состоять из таких этапов:

  1. Подачи заявления в уполномоченные органы заинтересованными лицами об установлении сервитута;
  2. Рассмотрение заявления уполномоченными органами и вынесение решения о назначении публичных слушаний. Такое решение должно быть облечено в форму нормативного акта;
  3. Проведение публичных слушаний с обязательным заполнением протокола, на которые будут приглашены все стороны, заинтересованные в установлении публичного сервитута, а также владельцы обременяемых участков. На проводимых слушаниях необходимо выслушать мнения обеих сторон-участниц возможного соглашения, а также сформировано решение об издании нормативного акта соответствующего содержания;
  4. Издание нормативного акта об установлении публичного сервитута. Такой нормативный акт должен пройти обязательную регистрацию в соответствующих органах государственной власти, чтобы он мог полноценно вступить в силу;
  5. Государственная регистрация установленного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация является обязательной, так как только после получения соответствующего свидетельства сервитут вступает в силу.

В том случае, если какой-либо из перечисленных этапов не был соблюдён, владелец обременённого неправомерно земельного участка может отстаивать свои права на отмену обременения через суд.

Освободившаяся комната в коммунальной квартире достается, прежде всего, многодетным и малоимущим гражданам.

При соблюдении каких условий земельный участок передается по наследству? Мы подробно рассказали об этом здесь.

Купля-продажа дачного участка и дома имеет свои специфические особенности. Узнать о них вы можете в нашей статье.

Границы зон действия публичного сервитута

Граница зоны действия публичного сервитута — это установление пределов участка, на территории которых действует обременение.

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

При заключении сделки купли-продажи собственники часто интересуются, как узнать кадастровую стоимость квартиры.

Что такое отказ от преимущественного права покупки сельхозземель, вы можете узнать в нашей статье.

Что лучше: подарить земельный участок или продать его? Все преимущества и недостатки каждой сделки описаны здесь.  

На каких основаниях происходит установление публичного сервитута?

Статья 23 Земельного Кодекса определяет те основания, по которому может быть установлен публичный сервитут в интересах лиц, владеющих земельными участками, расположенными в наименее привилегированных условиях.

Перечень этих оснований является исчерпывающим и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения непосредственно в Земельный Кодекс. К таким основаниям будут относиться:

  • Осуществление прохода и проезда через территорию обременяемого участка к тем земельным участкам, которые находятся в худшем территориальном положении, нежели соседний, на который налагается обременение, если по-другому беспрепятственный доступ на них обеспечить нельзя;
  • Осуществление прокладки инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования соседних участков, если иных маршрутов для них выработать невозможно;
  • Осуществление прохода к естественным водоемам, расположенным на обременяемом участке, а также доступа животных к местам водопоя, если такой доступ возможен только через территорию обременяемого участка;
  • Осуществление беспрепятственного доступа к лесным угодьям, а также различного рода водоемам, используемым для целей охоты, сбора ягод и грибов населением, рыбалки, если такие земли должны находиться в свободном доступе, но такой доступ не осуществляется;
  • Размещение различных знаков, используемых для межевания земель, а также нанесения топографических схем на кадастровые документы;
  • Обеспечение свободного проезда к угодьям, используемым в период сенокоса для сбора растений для корма животным;
  • Установление вышек-станций связи, используемых для обеспечения лучшего качества связи в границах конкретных населенных пунктов.

В том случае, если инициатор установления публичного сервитута пытается воспользоваться таким своим правом для достижения иных целей, нежели перечисленные выше, такие действия могут быть расценены как действия мошеннического характера.

Публичный сервитут и общественные слушания

Фото 6

Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.

Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).

Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение "общественности", полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.

В каких целях нельзя устанавливать публичный сервитут?

Земельный и Гражданский Кодексы определяют те цели, для которых установление публичного сервитута запрещено. К таким целям относятся:

  • Обременение земельного участка, если он находится в зоне земель, предназначенных для возведения объектов обеспечения безопасности государства;
  • Строительство на обремененной территории энергетического объекта, используемого для обеспечения потребностей населения или существующих предприятий;
  • Использование права обременения земельного участка для строительства постоянно функционирующего предприятия, так как такое обременение не позволит его владельцу пользоваться своим земельным наделом;
  • Использование территории обремененного участка для организации полигона по утилизации бытовых и промышленных отходов, даже если иное место в рамках конкретного населенного пункта найти нельзя.
В том случае, если какая-либо из перечисленных целей была указана в нормативном акте об установлении публичного сервитута на земельный участок, владелец такого участка может подать исковое заявление в суд для обжалования действий органов государственной власти.

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории - проекта межевания.

(Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от N 404/91 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области")

Публичный сервитут -  право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

(статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от N 28/10)

Публичный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

("Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут", утвержденные Росземкадастром года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от N АКПИ14-1093)

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Фото 7

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2019 года).

С 1 сентября 2019 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

"Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке".

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://logos-pravo.ru/articles/publichnyy-servitut-opredelenie-ponyatiya
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj-servitut-ustanavlivaetsya.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий